Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022,
выдано 20 мая 2008 года Федеральной службой по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
ISSN 1990-4665
12+
  English
 Журнал
Главная
Свежий номер
Архив номеров
Разделы по отраслям науки
Разделы по специальностям
О журнале
Этика научных публикаций
Статистика
География

 Авторам
Порядок рецензирования
Требования к содержанию
Порядок публикации
Образцы документов
Оформление статей
Оформление ссылок
Статус публикаций
Авторские права
Наши авторы

 Редакция
Редакционный совет
Редколлегия
Объявления
Ссылки
Контакты

 Документы
Оформление и публикация (в одном файле)





Кто здесь?


CC BY  «Attribution» («Атрибуция»)
 Версия для печати
 Файл в формате pdf


УДК 657.1.012:336.22

НДС. ЧТО НОВОГО?

Адаменко А. А. – студент

Кубанский государственный аграрный университет

Статья содержит в себе рассмотрение основных изменений в налоговом законодательстве относительно начисления и уплаты НДС. Также в ней раскрыты вопросы о льготах и выгоде при исчислении данного налога.

С 1 января 2006 года организации получили возможность пользоваться новыми льготами по налогу на добавленную стоимость. Однако это на первый взгляд радостное событие на деле может обернуться для льготников значительными финансовыми потерями. Но есть способ застраховать компанию от негативных последствий.

Воспользовавшись льготой, организация уменьшает сумму начисленного налога на добавленную стоимость. Но, как известно, бесплатный сыр только в мышеловке, и на деле за льготу приходится расплачиваться. Причем величина такой "платы" может во много раз превысить сумму льготируемого налога.

С 1 января 2006 г. в соответствии со ст. 170 п. 3 Налогового кодекса РФ необходимо восстанавливать принятый ранее к вычету налог на добавленную стоимость по товарам, материалам, основным средствам и нематериальным активам, которые используются в льготируемой деятельности. Причем нет исключений даже для тех случаев, когда льготируемая выручка составляет лишь незначительную часть от доходов организации. А значит, на практике выгода от льготы может оказаться намного меньше суммы восстановленного налога. В качестве примера можно привести льготу, которая предусмотрена пп. 25 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что налогом на добавленную стоимость не облагается передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рекламных целях, себестоимость единицы которых не превышает 100 руб. Предположим, что организация в ходе рекламной акции распространила брелки со своей символикой. Результаты данного распространения для целей налогообложения будут следующими. Поскольку себестоимость одного брелка вряд ли превысит 100 руб., данная операция льготируется. Значит, организация должна восстановить "входной" налог на добавленную стоимость по всем основным средствам, которые тем или иным образом были задействованы в рекламной кампании. Между тем п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ не содержит каких-либо критериев, позволяющих определить, использовалось данное основное средство в льготируемой операции или нет. И не исключено, что инспекторы потребуют восстановить налог на добавленную стоимость по объектам, которые лишь косвенно участвуют в льготируемой деятельности. В частности, это касается основных средств, используемых для общехозяйственных нужд.

Далеко не все покупатели согласны приобретать товар, на стоимость которого не начислен налог на добавленную стоимость. Ведь в этом случае у покупателя нет возможности уменьшить свои налоговые платежи, а себестоимость товаров возрастает. Характерный пример – льгота, предоставленная с 1 января 2006 г. продавцам металлолома (пп. 24 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Большинство металлургических комбинатов предпочли бы покупать лом, в цену которого входит налог на добавленную стоимость. Этот налог данные организации принимают к вычету. Если же поставщик лома пользуется льготой, налоговые платежи металлургического комбината значительно увеличиваются. В результате, воспользовавшись освобождением, поставщик металлолома рискует потерять своих покупателей.

Бухгалтеру организации, которая реализует как льготируемые, так и облагаемые налогом товары, необходимо вести раздельный учет, как того требует п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ. Прямых финансовых потерь это организации не принесет, но работа бухгалтерии серьезно усложнится.

Из вышеперечисленного следует, что проще отказаться от предоставляемой льготы. Такую возможность дает п. 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что налогоплательщик имеет право отказаться от любой льготы, которая предусмотрена п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Если организация оформила отказ от льготы, то имеет смысл выдавать копии заявления об отказе от льготы всем покупателям, которые приобретают товары, упомянутые в п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ. Это избавит покупателей от проблем с вычетом по налогу на добавленную стоимость. Ведь не увидев такой бумаги, налоговые инспекторы могут придраться к тому, что покупатель принял к вычету налог по товарам, которые по умолчанию льготируются.

С 1 января 2006 г. в Налоговом кодексе останется только один метод уплаты налога на добавленную стоимость: "по отгрузке". Такие поправки в главу 21 внесены Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ.

Предложение Минфина о переходе на метод "по отгрузке" для целей применения налога на добавленную стоимость сформировалось еще до принятия главы 21 Налогового кодекса. Как показывает многолетняя практика косвенного налогообложения европейских государств, единый метод уплаты налога на добавленную стоимость существенно упрощает администрирование этого налога. Да и налогоплательщикам легче определять выручку для налогообложения и вести учет выставленных счетов-фактур. В настоящее время более трети всех российских налогоплательщиков добровольно уплачивают налог на добавленную стоимость по методу начисления.

С введением принципа начисления порядок вычета налога существенно изменился. С начала года достаточно иметь счет-фактуру и, разумеется, принять к учету приобретенные материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги. Возможностей для неправомерного вычета появляется гораздо больше, но и налог начисляется независимо от поступления оплаты за реализуемые товары, работы и услуги. Например, если оборудование приобретается в качестве новых основных средств для существующего производства, то вычет налога производится после принятия к учету на счет 01 "Основные средства". А вот если организация покупает оборудование для строящегося объекта, то с 1 января 2006 г. действует следующий порядок вычета: по мере осуществления затрат, то есть после принятия оборудования к учету на счет 08 "Вложения во внеооборотные активы".

Также при применении принципа "по отгрузке" получение оплаты в счет предстоящих поставок не освобождается от налогообложения, но при этом принято решение освободить от уплаты налога экспортеров, получающих авансы, и предприятия, выпускающие продукцию с длительным производственным циклом‚ при условии отложенного вычета налога по материальным ресурсам до окончания процесса производства.

Обновленная ст. 167 Налогового кодекса РФ предписывает всем организациям начислять налог на добавленную стоимость в тот момент, когда товар отгружен покупателю. Для начисления налога имеет значение только момент фактической передачи товара от продавца покупателю. Дело в том, что новая редакция п. 4 ст. 166 Налогового кодекса РФ гласит: по итогам налогового периода надо начислить налог на добавленную стоимость по всем операциям, момент определения налоговой базы по которым относится к данному периоду.


 
© Кубанский государственный аграрный университет, 2003-2021
Разработка и поддержка сайта: ЦИТ КубГАУ

Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022
ISSN 1990-4665