УДК 338.24 : 338.436.33 (489)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК В ДАНИИ
Макаренко
Д. Ю. – соискатель
Кубанский
государственный аграрный университет
В данной статье рассматривается опыт государственного
регулирования агропромышленного комплекса Дании.
Россия
переживает непростой период времени. Реформы 90-х годов не дали ожидаемых
результатов. Напротив, состояние экономики резко ухудшилось.
Особенно
тяжелой остается ситуация в аграрном секторе экономики. Продолжается деградация
и ликвидация большинства отраслей сельского хозяйства. Ускоряется процесс
сокращения и снижения технико-технологического, научно-информационного и
кадрово-управленческого уровня. Опасные тенденции, такие как глубокий спад
производства, реструктуризация и дезинтеграция основных сфер агропромышленного
комплекса практически привели к потере продовольственной безопасности страны. Известно,
что в конце 20 века продовольствие из-за несоответствия темпов роста
народонаселения и сельскохозяйственной продукции в мире превратилось в наиболее
важный стратегический продукт. Для сельских тружеников России, живущих и
работающих в экстремальных природно-климатических условиях, дальнейшее
бездействие государства и отсутствие с его стороны экстренных мер в аграрном
секторе экономики может привести к катастрофическим последствиям.
За годы реформ для ликвидации аграрного кризиса
исполнительные и законодательные органы власти приняли немало директивных
решений. Однако большинство мероприятий носило бессистемный характер, зачастую
было направлено на устранение последствий, а не причин кризиса. Отсутствие
продуманного и системного подхода при реформировании аграрного сектора,
неподготовленность и спешка, а главное, неиспользование положительного и
поучительного опыта других стран предопределило неудачный ход российской
аграрной реформы.
Настал
момент показать, каким образом решались подобные проблемы за рубежом. В
качестве примера рассматривается опыт многолетних аграрных преобразований на
основе создания системы государственного регулирования аграрного сектора в
стране, добившейся серьезных успехов в сельском хозяйстве, – Дании.
Сложившаяся десятилетиями практика государственного
управления аграрным сектором экономики в Дании заслуживает пристального
изучения. Используя различные экономические, административные и идеологические
способы или методы управленческой деятельности, государство создает благоприятные
условия для устройства жизнедеятельности сельского населения, стимулирования
роста производства и качества сельскохозяйственной продукции и продовольствия,
обеспечения здоровой конкуренции.
В
этой стране отсутствуют государственные предприятия и учреждения в аграрном
бизнесе. Правительство не принимает долевого участия при создании кооперативов,
кредитных и инжиниринговых структур. Вся продовольственная и сельская индустрия
базируется на частной собственности. Королева, парламент и правительство
создают все необходимые условия для защиты и созидательного функционирования
этой частной собственности на землю, средства производства и предметы труда.
Для этого используют как правовые, так и внеправовые формы государственного
управления. На отдельных из них считаем необходимым остановиться подробнее.
В Дании на высоком уровне
находится сельскохозяйственное законодательство. Принятый много лет назад закон
"О сельском хозяйстве" считается "сельской конституцией".
Он установил правила наиболее общего характера по важнейшим вопросам социальной
и производственной сельской жизни, определил поведение и деятельность датской
семейной фермы, фермера, кооператива, органов местного самоуправления,
министерства сельского хозяйства, продовольствия и рыболовства и правительства
страны. Этим законом датская семья определена как основа сельского хозяйства
Дании, и все государственные и негосударственные органы призваны оберегать ее
деятельность. Перерабатывающие кооперативы по этому закону получили приоритет
на продовольственном рынке, в кредитовании и налогообложении. Для координации
их деятельности на международных рынках создан Экспортный совет, финансируемый
государством.
Существенна
контрольная деятельность государства. Здесь надо выделить два аспекта:
ветеринарный контроль и охрана окружающей среды. Контроль состояния здоровья
скота и качества пищевых продуктов осуществляется на нескольких уровнях. Создав
эффективную государственную ветеринарную систему, Дания полностью поборола все
серьезные заразные заболевания у скота и свиней. Благодаря этому были созданы
предпосылки для большого объема экспорта продукции мясной и молочной
промышленности. Государственная власть в Дании делает многое для того, чтобы
окружающая среда как можно меньше страдала от сельскохозяйственного
производства. Датские семейные фермы и кооперативы подвергаются строгому
системному контролю экологическими и природоохранными службами. Законодательством
Дании ограничено количество животных на одном гектаре сельхозугодий, количество
вносимых органических и минеральных удобрений, а также площадь не занятых
посевами культур на зимний период (не более 35 %). Фермер обязан вести учет и
соблюдать технологию применения химических средств защиты растений. В случае
нарушения законодательства по охране окружающей среды фермер привлекается к
уголовной ответственности и теряет право обладать Зеленым свидетельством, то
есть теряет право руководить и владеть фермерским хозяйством площадью более 30
гектар.
Дания
широко применяет в управлении такие нормы, как государственная поддержка и
стимулирование. За счет государственных средств в сельской местности создана
хорошая сеть автомобильных дорог и осуществлено строительство подъездов с
твердым покрытием к каждой семейной ферме. При этом к подавляющей части ферм
электроэнергия подведена не открытыми линиями электропередач, а электрическими
кабелями, проложенными в земле. Государство обеспечило каждую ферму линией
телефонной связи. В настоящее время по этим линиям связи функционирует компьютерная
сеть (Интернет) и коммерческая информационная база.
Путем
установления льгот стимулируется объединение фермеров в кооперативы разных
уровней и сфер деятельности.
Рассматривая
особенности менеджмента и управления структурами агробизнеса в агропромышленном
комплексе Дании, надо отметить следующее. Датские семейные фермы не привлекают
для управления специально подготовленных менеджеров. С помощью консультантов
каждый фермер самостоятельно вырабатывает стратегию деятельности своей фермы,
принимает управленческие решения, обеспечивает технологический процесс в земледелии
и животноводстве и ведет бухгалтерский и налоговый учет. Он же несет
персональную ответственность за принимаемые решения и финансовые результаты.
При этом датский фермер выполняет непосредственную работу механизатора,
водителя, животновода и т. д. Надо признать, что это очень большая
профессиональная и физическая нагрузка на одного человека. Она требует знаний,
опыта, здоровья и самоотдачи для успешной реализации всех функций фермера. Этим
объясняется забота государства по обучению и подготовке фермеров. Фактически
каждый фермер должен быть квалифицированным менеджером. Именно поэтому их
обучают в датских сельскохозяйственных школах, потом их знания регулярно
дополняет Датская сельскохозяйственная консультационная служба.
Совершенно противоположно
построено управление сельскохозяйственными кооперативами. Перерабатывающие,
снабженческие, сбытовые и сервисные кооперативы созданы фермерами и для
фермеров. Они являются членами кооперативов, состоят в совете и правлении
кооператива. Но сами фермеры физически не могут работать в
исполнительно-распорядительном органе кооператива. Для этих целей они
приглашают на работу по договору исполнительного директора, который должен быть
профессиональным менеджером. Его задачей является стратегическое и оперативное
управление кооперативом для удовлетворения интересов членов кооператива, т. е.
самих фермеров. По предложению исполнительного директора совет кооператива
избирает правление, главного бухгалтера, утверждает бизнес-план, смету расходов
и штатную численность работников кооператива. Исполнительный директор
систематически отчитывается перед советом кооператива о состоянии и результатах
производственно-финансовой деятельности, вносит предложения по распределению
прибыли или погашению убытков. В условиях рыночных отношений и жесткой
конкуренции исполнительный директор должен обладать не только искусством
управления предприятием, но и в совершенстве владеть маркетинговой
деятельностью.
Именно
умение выгодно продать произведенную продукцию и выгодно купить все необходимое
для кооператива, да и для семейной фермы является основой финансового
благополучия и конечной целью всего производственного процесса. К нынешнему
профессиональному менеджеру в Дании предъявляются высокие требования, но его
труд и высоко оплачивается. Идет процесс объединения перерабатывающих
кооперативов. Это объединение не дань моде, а жизненная необходимость
продвижения товаров и услуг в условиях конкурентной среды.
Список
литературы
1. Батчаев, А. Р. Государственное
регулирование рыночной экономики / А. Р. Батчаев, С. М. Климов, А. М. Ходачек. –
СПб. : ИВЭСЭП Звание, 2003. – 238 с.
2. Петренко, И. М. Сельское хозяйство Дании / И. М.
Петренко. – Краснодар : Департамент с/х и продовольствия Краснодарского края,
2004. – 79 с.
3. Заверюха, А. Инвестирование в пищевой подкомплекс АПК / А. Заверюха, Е.
Ульянов, О. Масленникова // АПК: экономика, управление. – 1998. – № 10. – С. 27–33.
|