Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022,
выдано 20 мая 2008 года Федеральной службой по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
ISSN 1990-4665
12+
  English
 Журнал
Главная
Свежий номер
Архив номеров
Разделы по отраслям науки
Разделы по специальностям
О журнале
Этика научных публикаций
Статистика
География

 Авторам
Порядок рецензирования
Требования к содержанию
Порядок публикации
Образцы документов
Оформление статей
Оформление ссылок
Статус публикаций
Авторские права
Наши авторы

 Редакция
Редакционный совет
Редколлегия
Объявления
Ссылки
Контакты

 Документы
Оформление и публикация (в одном файле)





Кто здесь?


CC BY  «Attribution» («Атрибуция»)
 Версия для печати
 Файл в формате pdf


УДК 657.312.2

О КАЧЕСТВЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НЕУПЛАТЫ ЕСН)

Першин С. П. – аспирант

Кубанский государственный аграрный университет

В статье рассмотрены сложности принятия управленческого решения в условиях противоречивости налогового законодательства. Детально исследована проблема исчисления единого социального налога в части уплаты в федеральный бюджет и возможности избегания ответственности.

Как известно, основной задачей управленческого учета является обеспечение руководства информацией, необходимой для принятия тех или иных решений, в том числе и решений, касающихся взаимоотношений с фискальными органами по вопросам своевременности и правильности налогообложения. При этом именно налоговые споры в условиях противоречивости и запутанности действующего законодательства занимают весьма значительную долю финансовых проблем организации. Что же делать, если ситуацию не представляется возможным решить однозначно, и правой оказывается как одна сторона, так и другая, причем на законодательном уровне? От чего в данном случае будет зависеть решение руководителя, и как ему поступить, ведь разработанных и экономически обоснованных методик учета, оценки ситуации и выбора поведения при принятии какого-либо производственного решения в данном случае просто не существует? Примером тому может служить одна из довольно спорных на сегодняшний день позиций о правильности практического применения абз. 4 п. 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс).

Поподробнее о сути проблемы. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 Кодекса сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ).

Согласно абз. 4 п. 3 ст. 243 Кодекса, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Следовательно, налогоплательщику придется платить такие взносы уже в двойном размере.

Абзацем 5 п. 3 ст. 243 Кодекса установлено, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о суммах налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, согласно письму Минфина РФ от 18 января 2005 г. № 03-05-02-04/3 данными об исчисленных суммах единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговые органы будут располагать по истечении отчетного (налогового) периода, поэтому перевод образовавшейся задолженности по страховым взносам в задолженность по единому социальному налогу именно налоговые органы осуществляют по итогам отчетных (налоговых) периодов.

Налоговые органы в соответствии со ст. 69 Кодекса направляют налогоплательщику требование об уплате задолженности по единому социальному налогу (в размере занижения суммы налога) и соответствующих пеней, начисленных на момент направления требования.

В случае неисполнения требования об уплате налога и пеней недоимка по единому социальному налогу и начисленные пени взыскиваются налоговым органом в соответствии со ст. 46–48 Кодекса.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налогоплательщику начисляются пени в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 167-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по единому социальному налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.

Однако в отношении штрафов следует отметить, что согласно ст. 122 НК РФ и ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответственность за неуплату или неполную уплату соответственно налога и пенсионных взносов возникает в случае совершения неправомерных действий (занижение базы, неправильное исчисление).

При этом данный вопрос должен рассматриваться с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 № 202-О, в котором указано на невозможность применения санкций ст. 122 НК РФ при отсутствии вины лица в совершении правонарушения, то есть неуплата правильно исчисленных налогов в результате отсутствия денежных средств на счете не предполагает привлечение к ответственности.

Разница между суммой примененного налогового вычета и суммой уплаченных страховых взносов фиксируется в акте сверки расчетов. Акты сверки составляются по состоянию на 15 апреля, 15 июля, 15 октября текущего года и 14 апреля следующего года с помесячной разбивкой по состоянию на 15-е число месяца (Письмо МНС России от 30.04.2003 № СА-6-05/512@).

В Расчете по страховым взносам страхователь обязан помесячно отражать суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, фактически уплаченные до 15-го числа следующего месяца. Если же платеж произведен с опозданием (после 15-го числа), перечисленная сумма будет относиться уже к следующему месяцу уплаты.

Таким образом, при заполнении разд. 2.1 Расчета по строкам 011–014 указываются суммы страховых взносов, уплаченные в установленный срок – до 15-го числа следующего месяца (согласно соответствующим платежным поручениям на перечисление авансовых платежей по страховым взносам). По строкам 015–019 отражается разница между суммой начисленных и уплаченных страховых взносов. Причем в Инструкции по заполнению формы Расчета указано, что сумма начисленных страховых взносов берется из строк 0300–0340 разд. 2 Расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.

В случае возникновения положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами налоговые органы доначисляют ЕСН к уплате. При этом обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд также считается неисполненной. На недоплаченную сумму налога и страховых взносов начисляются пени.

Также согласно комментариям к письму МНС России от 08.04.2004 № 05-0-09/9 "О доведении контрольных соотношений показателей расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам" в случае, если стр. 015 гр. 3 (4) > 0 и стр. 016 гр. 3 (4) > 0, действия проверяющего заключаются в направлении письменного требования налогоплательщику о предоставлении в установленный срок объяснений, проведении сверки с налогоплательщиком уплаченной суммы страховых взносов, в докладной записке на имя руководителя (или заместителя руководителя) дать предложения о доначислении ЕСН в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ на сумму неуплаченных страховых взносов.

Доначисления по ЕСН на основании абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ производятся в том случае, если примененный налогоплательщиком налоговый вычет выше суммы фактически уплаченных страховых взносов. А именно: если строка 0500 > значения карточки лицевого счета, то налоговый орган производит доначисление ЕСН (авансовых платежей по ЕСН) на разницу между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса. Эта разница определяется как строка 0500 – значение карточки лицевого счета.

При уплате налогоплательщиком всей подлежащей начислению суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговый орган производит корректировку доначисленных на основании абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ сумм ЕСН в федеральный бюджет.

Пунктом 8 вышеназванной статьи Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по единому социальному налогу в соответствии со ст. 240 НК РФ признается календарный год.

Декларирование начисленных, а также уплаченных сумм налога и страховых взносов производится налогоплательщиком ежеквартально по итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом с начала года (I квартал, полугодие, 9 месяцев), а по итогам за год – при представлении декларации. Разница между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченных страховых взносов, признаваемая занижением налога, исчисляется налоговым органом по итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом с начала года.

Поэтому, если за какой-либо отчетный период, например за 1-е полугодие, налоговый орган доначислил авансовые платежи по налогу в федеральный бюджет в связи с неуплатой или неполной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но в последующем отчетном периоде (9 месяцев) недостающая сумма взносов будет доплачена, эта сумма принимается к вычету при расчете разницы за 9 месяцев нарастающим итогом с начала года. При этом сумма разницы, подлежащая доначислению (уменьшению) за 9 месяцев, определяется за минусом разницы, доначисленной за 1-е полугодие [1].

При этом защитой налогоплательщика могут послужить следующие положения: так, согласно п. 2 все той же ст. 243 НК РФ рассчитанную сумму ЕСН можно уменьшить на сумму именно начисленных взносов в ПФР. Из этого следует, что п. 2 ст. 243 НК РФ не соответствует п. 3 этой статьи, а рассматриваемая статья содержит неустранимые противоречия и неясности.

Если считать факт занижения сумм ЕСН на суммы неуплаченных страховых взносов по правилам п. 3 установленным, то налогоплательщик лишается права в соответствии с п. 2 применить вычет в текущем отчетном периоде по взносам на ОПС, уплаченным в последующие периоды.

Кроме того, по смыслу п. 3 ст. 243 НК РФ занижением суммы ЕСН признается неуплата (неполная уплата) страховых взносов на ОПС. В то же время доначисление ЕСН на сумму неуплаченных страховых взносов не влечет за собой прекращение обязанности налогоплательщика по уплате всей суммы страховых взносов на ОПС, установленной Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", и не освобождает налогоплательщика от ответственности за неуплату страховых взносов, предусмотренных ст. 27 указанного Закона. То есть в данной ситуации налогоплательщик становится обязан уплатить одну и ту же сумму дважды: как доначисленный ЕСН и как страховой взнос на ОПС.

С учетом положений общей части НК РФ (прежде всего п. 3 и п. 7 ст. 3) для данной ситуации представляется наиболее правильным вывод, что поскольку обязанность по уплате страховых взносов на ОПС является первичной по отношению к порядку исчисления и уплаты ЕСН, доначисление ЕСН в указанной ситуации на сумму фактически неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является неправомерным.

Этот вывод подтверждается и сложившейся арбитражной практикой по указанному вопросу. Так, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил, что порядку применения вычетов по ЕСН посвящен именно п. 2 ст. 243 НК РФ. И норма, содержащаяся в этом пункте, дает налогоплательщику право уменьшить сумму налога именно на начисленные пенсионные взносы. При этом законодатель не ставит возможность применения вычета в зависимость от уплаты исчисленной суммы взносов в том же налоговом или отчетном периоде (Постановление от 05.01.2004 по делу № А33-9836/03-С3-Ф02-4612/03-С1).

С аналогичными выводами на защиту налогоплательщиков встали Арбитражный суд Пензенской области (Решение от 21.10.2003 по делу № А49-4730/03/182А/11), Арбитражный суд Томской области (Решение от 02.04.2004 по делу № А67-1922/04) и ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 22 июля 2005 г. № А17-551/5-2005.

В решении Высшего арбитражного суда РФ от 8 октября 2003 г. № 7307/03 также указано, что исчисление ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, должно производиться в следующем порядке: вначале исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета льгот; далее из этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; из полученной суммы вычитается сумма, льготируемая в соответствии со ст. 239 НК РФ; оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет.

В связи с этим в ситуации, когда налогоплательщика по результатам налоговой проверки на основании абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ пытаются привлечь к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога, это решение налогового органа можно смело оспаривать в налоговом суде. В приведенных выше судебных решениях суды указывали, что в действиях налогоплательщика, который правомерно, на основании закона, применил при исчислении суммы единого социального налога налоговый вычет на сумму начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствует событие и состав какого-либо налогового правонарушения, под которым в силу ст. 106 НК РФ понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность.

Можно также попытаться оспорить и начисление пеней до окончания налогового периода. В соответствии с положениями ст. 52–55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, – отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

В силу п. 1 ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. В п. 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ.

В соответствии со ст. 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ).

Применительно к ЕСН налоговой базой в соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 237 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода нарастающим итогом.

В силу п. 2 ст. 241 НК РФ увеличение налоговой базы по ЕСН, происходящее вследствие начисления вознаграждения физическим лицам, влечет изменение налоговых ставок, подлежащих применению, что, в свою очередь, влияет на размер суммы, уплачиваемой в качестве налога.

Таким образом, достоверно определить размер суммы, которая впоследствии должна быть уплачена в качестве налога в силу наличия у налогоплательщика в соответствующем отчетном периоде объекта налогообложения, возможно только по итогам налогового, а не отчетного периода, а до указанного момента – исключительно в случае утраты налогоплательщиком права на применение регрессивной шкалы налогообложения.

Анализ сведений, подлежащих отражению в расчете авансовых платежей по единому социальному налогу, свидетельствует о том, что они не в полной мере соответствуют данным, которые необходимо указать в налоговой декларации. Значит, исчисление авансовых платежей по ЕСН носит расчетный характер и не совпадает с налоговой базой, определяемой по результатам налогового периода, то есть не соответствует критериям п. 20 Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001.

Из вышеуказанных норм следует, что налоговое законодательство не предусматривает начисления пени за неуплату налогоплательщиком авансовых платежей по единому социальному налогу до окончания налогового периода. К такому же выводу пришел и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 25 августа 2003 г. по делу № А42-1485/03-25.

Кроме того, в п. 3 ст. 243 Налогового кодекса речь идет о "занижении суммы налога". А налог, как известно, фирма считает по итогам года. Помесячно же она платит авансовые платежи по налогу. Значит, занизить единый социальный налог по итогам месяца фирма не может. Во-вторых, начислять пени по итогам месяца нельзя. Об этом уже не раз говорили судьи. По их мнению, пени могут быть начислены исключительно по итогам отчетных периодов (квартала, полугодия, 9 месяцев) или года, но никак не месяца. Это значит, что если вы не перечислили пенсионные взносы, скажем, за июль, а вычет по ЕСН на эту сумму применили, то пени начнут "набегать" только с 21 октября (абз. 3 п. 3 ст. 243 НК РФ).

Распространяя указанные доводы и на ежемесячные платежи по налогу на прибыль, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 28 мая 2003 г. по делу № А56-2405/03 указал, что сумма ежемесячного авансового платежа является промежуточным (внутри отчетного периода) платежом и исчисляется на основании данных за предшествующие отчетные периоды, то есть расчетным путем. В связи с этим направление налогового требования на уплату авансовых платежей признано незаконным.

При таких обстоятельствах включение указанной суммы авансового платежа в требование об уплате налога не основано на законе.

Не нужно платить штрафы и пени и за неуплату ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам в ПФР. Это касается не только рассматриваемого случая, а вообще любой недоимки во внебюджетный фонд. На это Президиум ВАС РФ указал в п. 9 и 11 Информационного письма от 11 августа 2004 г. № 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании". Аналогичные выводы на основании п. 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. № 5 можно сделать и в отношении ЕСН.

Также согласно ст. 32 НК РФ постоянное и полное техническое исполнение норм закона по определению суммы платежа не является функцией налоговых органов, которые обязаны лишь осуществлять контроль за исполнением налогового законодательства. Кроме того, перегруженность налоговых органов и существующие регламентные сроки их работы не позволяют оперативно достигать тех целей, которые этой нормой преследуются.

Как уже отмечалось, стимулирующее значение этой нормы закона заключается в риске дополнительного начисления пени и взыскания платежей в повышенном размере. Но пени могут начисляться согласно п. 4 ст. 75 НК РФ только на неуплаченную сумму налога, и взыскиваться пени и недоимка согласно п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ могут только по налогам. Видимо, не случайно неуплаченная сумма страховых взносов объявлена заниженной суммой налога. Используя формулировку "признается занижением налога", законодатель пожелал, очевидно, рассматривать ее как форму определения общей суммы налога за истекший период. Таким образом, применительно к ЕСН расширяется традиционный порядок исчисления общей суммы налога. Иными словами, сумма, исчисленная от налоговой базы, и сумма неуплаченных страховых взносов становятся общей суммой исчисленного ЕСН, подпадающей под определение налога, данное в п. 1 ст. 8 НК РФ.

Если это так, то декларирование общей суммы ЕСН и осуществление контроля за правильностью ее исчисления должно производиться строго в соответствии с НК РФ. Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об исчисленной сумме налога. Она может содержать и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Согласно п. 4 ст. 23 НК РФ представление декларации является обязанностью налогоплательщика. Таким образом, отстранение налогоплательщика от участия в определении общей суммы налога при составлении авансового расчета и декларации является неправомерным. В этом случае налоговые органы должны предоставить налогоплательщику механизм исчисления общей суммы налога в виде конкретных форм расчетов и деклараций, причем таких, которые бы не только помогали налогоплательщику эти нормы закона исполнять, но и наглядно показывали порядок их исполнения.

По словам Н. Н. Шелемеха [2], в данной ситуации, прежде всего, налогоплательщик обязан своевременно уплачивать налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Если налогоплательщик в расчете или декларации по налогу заявил налоговый вычет в размере фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, занижения налога в федеральный бюджет не произойдет. Следовательно, оснований для применения абз. 4 п. 3 ст. 243 Кодекса не будет.

Заявленные же налогоплательщиком в качестве налогового вычета, но не уплаченные в срок суммы страховых взносов могут быть признаны по результатам камеральной или выездной налоговой проверки занижением по ЕСН. Заниженная сумма подлежит взысканию в порядке, предусмотренном Кодексом по коду бюджетной классификации, на который зачисляется ЕСН. В то же время и после такого взыскания за налогоплательщиком будет продолжать числиться недоимка по страховым взносам. Она должна быть уплачена им самостоятельно, либо будет взыскана органами Пенсионного фонда в судебном порядке по кодам бюджетной классификации, на которые зачисляются страховые взносы.

После того как налогоплательщик уплатит сумму страховых взносов, на которую он завысил налоговый вычет (и, соответственно, занизил ЕСН), налоговая инспекция произведет перерасчет по ЕСН на основании сданного уточненного расчета (декларации) по налогу или по результатам очередной камеральной проверки.

Суммы пеней, начисленных на признанный заниженным ЕСН и на недоимку по страховым взносам, перечисляются на соответствующие коды бюджетной классификации, на которые зачисляются этот налог и страховые взносы.

По словам В. Н. Колесникова (Советник налоговой службы Российской Федерации II ранга) [3], на настоящий момент в налоговом законодательстве нет более загадочной нормы, чем та, что изложена в абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ.

В традиционной системе налогообложения налог исчисляется (при наличии налогооблагаемой базы) по установленным ставкам от налогооблагаемой базы с применением установленных льгот. В данном случае требуется превратить в налог неналоговый платеж, но каким образом – не разъясняется ни в гл. 24 НК РФ, ни авторами этой нормы (ПФР и Минфином России).

Обращаем внимание, что налогоплательщики, применяющие только специальные режимы налогообложения (упрощенную систему, ЕНВД, единый сельскохозяйственный налог), такой проблемы не имеют, они расчет разницы, отражаемой по строкам 015–019 таблицы "Уплата авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" декларации (расчета по авансовым платежам), по страховым взносам в ПФР не производят и указанные строки не заполняют. Ведь данные налогоплательщики не платят ЕСН и у них отсутствуют основания для применения налогового вычета.

Таким образом, поднятая в статье проблема по порядку исчисления и уплаты ЕСН, на наш взгляд, требует разрешения на законодательном уровне. Это определит, либо и дальше запугивать двойным начислением, либо предоставить инструктивную законную возможность перевода одного платежа в другой. В другом случае необходима оценка рассмотренной нормы высшей судебной инстанции – Конституционного суда РФ. А принимающему решение руководителю выбирать: либо изыскивать к оплате всю сумму страховых взносов, либо вовлекать организацию в бесконечные споры в арбитраже. Что же касается самой причины возникновения такой ситуации, то необходимо отметить, что ею может быть как и реальное несоответствующее финансовое положение организации (элементарное отсутствие необходимых денежных средств), так и умышленное уклонение от уплаты обязательного платежа. Ведь все-таки 14 % от фонда оплаты труда крупного хозяйственника составляют весьма немалую сумму, которая чаще всего может сыграть определяющую роль в получении дополнительного дохода, вероятно, что и окупающую страховой взнос. Возникнет вопрос,  какой из управленцев окажется более угоден собственнику имущества, тот, кто строго следует требованиям и устрашающим нормам налогового закона, либо тот, кто, увидев "лазейку", умышленно, не боясь быть вовлеченным в затяжное разбирательство и привлечь к себе лишний раз злостное внимание ревизора, использует всевозможные противоречия и дыры Кодекса для извлечения выгоды. И в данном случае никакая автоматизация или стандартизация, методика или "знаменитая" техника принятия управленческого решения не поможет. Здесь необходим индивидуальный, качественный, требующий экономической смекалки профессиональный подход, основанный на достоверной исчерпывающей информации. Наиболее оптимальным вариантом в процессе принятия такого решения будет всестороннее детальное рассмотрение вопроса, умение представить необходимый анализ в сжатом виде как конкретный информационный поток управленческого учета.

Список литературы

1. Единый социальный налог: "горячая линия" // Российский налоговый курьер. – 2003. – № 18.

2. Шелемех, Н. Н. Налогоплательщик обязан своевременно уплачивать налог и страховые взносы / Н. Н. Шелемех // Российский налоговый курьер. – 2003. – № 12.

3. Колесников, В. Н. О едином социальном налоге / В. Н. Колесников // Налоговый вестник. – 2003. – № 6.


 
© Кубанский государственный аграрный университет, 2003-2021
Разработка и поддержка сайта: ЦИТ КубГАУ

Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022
ISSN 1990-4665