|
Функционирование транспорта в условиях рыночной экономики
О.В. Буреш
ОГУ, г. Оренбург
Транспорт, являясь отраслью материального производства, выполняет
функцию пространственного перемещения продукции промышленного и
сельскохозяйственного назначения, связывает производство и потребление,
объединяет различные отрасли и регионы в единый комплекс, обеспечивая
непрерывный процесс развития производительных сил. Транспорт ускоряет
кругооборот материальных благ в общественном производстве, увеличивая
тем самым, суммарную продукцию народного хозяйства страны. Хотя
на транспорте и совершается процесс производства, но он своеобразен
в отличие от промышленного, сельскохозяйственного секторов тем,
что на транспорте продукт в новой натурально-вещественной форме
не создается. Его полезный эффект достигается за счет перемещения
созданной другими отраслями материального производства продукции
от места производства к местам потребления. Такое положение исключает
возможность существования транспортной продукции отдельно, вне производственного
процесса, где производство, реализация и потребление транспортной
продукции слито воедино. Процесс производства, реализации и потребления
продукции транспортного комплекса региона совершается в пределах
обращения и для обращения. На транспорте резервом являются средства
труда в отличие от промышленности и сельского хозяйства, где резервируется
продукция. Стоимость продукции транспорта значительно отличается
от стоимости продукции других отраслей, так как в составе средств
транспортного производства отсутствует сырье.
Транспорт, как любая сложная система, постоянно изменяется, приобретает
новые качественные черты. В переходный и перестроечный периоды из
года в год наблюдалось снижение объемов перевозки грузов и пассажиров,
и только в настоящее время прослеживается некая стабилизация роста
объемов перевозок.
Динамика развития всех видов транспорта полностью соответствует
экономическому и политическому состоянию страны. Период становления
и развития рыночных отношений сопровождался сложными социально -
экономическими процессами, в том числе и кризисными явлениями в
экономике. С наибольшей остротой кризисные явления проявились в
1992-1994 гг., последующие 1995-1997 гг. были периодом стабилизации
экономики и ее роста, который, к сожалению, был остановлен кризисом
1998 г. в России [2].
С началом реформ, как следствие неупорядоченных межрайонных связей,
значительно возросла средняя дальность перевозок грузов на железных
дорогах. По всем грузам она составила 1062 км (1994 г.) против 963
км в более обширном СССР (1990 г.), в том числе по каменному углю
- 1045 км против 880 км, нефтетопливу - 1253 км против 1090 км,
черным металлам - 2342 км против 1520 км, минеральным удобрениям
- 1328 км против 1160 км. Многочисленные примеры того, откуда, куда
и что везут в нашей стране, приводимые средствами массовой информации,
бывают поразительными [1].
Россия в основном преодолела негативные последствия экономического
кризиса августа 1998 г. В 1999 г. начался экономический рост, который
продолжился в 2000 - 2002 гг., и сейчас сохранились положительные
тенденции в российской экономике.
В целом за девять месяцев 2000 г., согласно данным Госкомстата
России, выпуск продукции и услуг в базовых отраслях вырос по сравнению
с соответствующим периодом 1999 г. на 8,4%, объем производства в
промышленности на 11,5%, объем сельскохозяйственной продукции на
4%, грузооборот предприятий транспорта на 5% [5].
Развитие транспорта в условиях рыночной экономики характеризуется
усилением сдвигов и соотношений между отдельными видами транспорта
в общей транспортной системе России.
Анализируя эти данные, можно сделать следующие выводы: во-первых,
до 1999 г. падало доминирующее значение одного вида транспорта -
железнодорожного. Например, если в 1970 г. его доля в грузообороте
превосходила находящийся на втором месте по этому показателю морской
транспорт в 4 раза, то в 1999 г. на первое место вышел трубопроводный,
быстро развивающийся вид транспорта, доля в грузообороте которого
превосходила в 1,58 раза оказавшийся на втором месте железнодорожный
вид транспорта. Во-вторых, если до начала девяностых годов доминировал
все же железнодорожный транспорт, то значение и позиции других видов
транспорта претерпевали взаимные изменения. В 1970 г. на втором
и третьем местах соответственно находились морской и трубопроводный
транспорты, в 1975 г. они поменялись местами. В 1990 г. на первую
ступеньку, опередив железнодорожный и морской, вышел трубопроводный
транспорт. В пассажирообороте свои позиции железнодорожный транспорт
начал уступать автомобильному с 1996 г.
В настоящее время ведущее место в транспортной системе России занимает
железнодорожный транспорт (80-85% грузовых и 60% пассажирских перевозок)
[3]. По предсказаниям специалистов XXI век будет эрой грузового
и пассажирского транспорта, тем более доказано, что железнодорожный
транспорт является самым экологичным, он выбрасывает в атмосферу
в 5 раз меньше выхлопных газов, чем автомобильный.
Долгосрочный прогноз российских ученых, основанный на анализе
глубоких экономических спадов, имевших место за последние 100 лет
в различных странах, показывает, что потребность в перевозках в
России к 2010-2020 гг. будет соответствовать максимальной потребности
в стране в 1998 г. с последующим приростом в 5 - 7% ежегодно.
Специализация транспортных средств способствует увеличению его
зависимости от номенклатуры, объемов реализации продукции промышленности,
сельского хозяйства. При исследовании развития транспорта необходимо
анализировать все взаимосвязи между промышленным, сельскохозяйственным
производством, торговлей и транспортом и учитывать координацию работы
различных видов транспорта между собой.
По мнению специалистов, на существующем этапе государственного
строительства новой России любые усовершенствования в сфере производства,
распределения, реализации, потребления, в финансово - кредитной
системе и др. к реальным успехам не приведут, если с опережением
не будет усовершенствована транспортная отрасль экономики Российской
Федерации.
В соответствии с Программой социально - экономического развития
страны особое внимание необходимо уделять опережающему развитию
транспортного комплекса, играющего ключевую роль в снижении транспортных
издержек в экономике, в обеспечении социальной стабильности и международной
экономической интеграции.
В связи с этим Правительство РФ утвердило федеральную программу
"Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 г.г.)" [4],
представленную Министерством транспорта и Министерством путей сообщения.
Основными целями являются совершенствование транспортной инфраструктуры,
оснащение всех видов транспорта современными техническими мощностями,
развитие информационных технологий и сетей телекоммуникаций, дальнейшее
развитие транспортных коридоров, повышение инвестиционной привлекательности
транспорта и др., что позволит, например, снизить себестоимость
железнодорожных перевозок на 10 - 12%, улучшить использование воздушных
судов нового поколения, увеличить протяженность автомобильных дорог,
улучшить координацию работы всех видов транспорта и т.д.
Модернизация транспортной сети требует новых инвестиций. Практика
мирового экономического развития показывает, что именно эффективная
инвестиционная деятельность, осуществляемая на принципах самоокупаемости
и рентабельности, служит основным рычагом подъема всей экономики
и экономики транспорта. По заявлению, например, МПС России, для
модернизации железнодорожной системы необходимо 760 млрд. руб. Для
обеспечения существенных субсидий, конечно, доходы правительства
недостаточны. Единственно реальной альтернативой является корпоративные
инвестиции и внешнее заимствование. От создания благоприятных условий
для эффективной инвестиционной деятельности во многом будут зависеть
успехи проводимых реформ транспорта.
Согласно Федеральной программе, предусматривается разработка комплекса
мероприятий, направленных на совершенствование руководства транспортом,
в частности, предусмотрена унификация большинства показателей и
экономических нормативов для всех его видов, учтена специфика работы
отдельных видов транспорта.
Отказ от директивного планирования и контроля, существенно ограничивающих
свободу экономического маневра, непосредственно связан с необходимостью
совершенствования методической информативной базы для определения
потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, правильного
определения в них пропорций и масштабов развития провозной и пропускной
способности как всего транспортного комплекса России, так и региональных
комплексов и входящих в него видов транспорта. Таким образом, при
использовании математических моделей для исследования функционирования
и развития транспортного комплекса региона и каждого вида транспорта
в отдельности необходим тщательный учет и сбалансированность внутренних
и внешних факторов и показателей. Это, безусловно, должно способствовать
устранению нерациональных перевозок и повышению эффективности работы
транспортного комплекса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кистанов В. Система территориального регулирования // Экономист.
- 1999. - №2.
2. Кудабаев З. И., Плесовских Р. С. Уроки экономического кризиса
1998 года в Кыргызстане // Вопросы статистики. - 2001. - №3.
3. Лисицин А. Л. Научно-технический прогресс на железнодорожном
транспорте - В кн.: "Роль Трансиба в развитии Российской мировой
экономики"//Материалы Международной научно-практической конференции.
Государственный Кремлевский дворец. М., 2001.
4. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. №848 "О
федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы
России (2002-2010 годы)"
5. Френкель А. А. Российская экономика в 2000-2001 годах // Вопросы
статистики. - 2000. - №12.
|