УДК 338.439.5:339.166.82:636.5
Современное состояние рынка
продукции птицеводства в России
Попок Л.Е. – аспирант
Кубанский
государственный аграрный университет
В статье проведен анализ
одного из стремительно развивающихся сельскохозяйственных рынков – рынка
продукции птицеводства, и показаны основные перспективные направления его развития.
Анализ
отечественного рынка птицеводческой продукции показывает, что удельный вес
отечественного мяса птицы повысился за год на 5,6 % и составил 46,5 %. Объем
мясных ресурсов за 2003 г. составил 2300 тыс. т в убойной массе, в том числе
отечественных 1070 тыс. т, импортных – 1230 тыс. т. В 2002 г. импорт мяса составлял
1370 тыс. т, в 2001 г. – 1391 тыс. т.
В
начале девяностых годов прошлого века ситуация была совсем иная. Практически
все реализованное мясо было произведено внутри страны (97,6 %). Самым же
"провальным" годом для отечественного производителя оказался 1997 г., когда доля импортного
мяса на рынке составила 64,6 %. В последующие годы объемы отечественного производства
наращивались, но иностранные производители по-прежнему держат более 50 %
российского рынка мяса птицы (табл. 1).
Потребление
мяса птицы на душу населения в среднем по России за 2003 г. составило 15,2 кг, из них 7,3 кг отечественного. Удельный
вес птицы в общих мясных ресурсах увеличился и составил 20 % против 19 % в 2002 г. В Ленинградской области
он превышает 60 %, в республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Свердловской,
Московской, Липецкой, Новгородской, Калининградской областях достигает 35–40 %.
Таблица 1 – Соотношение импортного и отечественного мяса птицы на российском рынке
В
яичном направлении импортная продукция практически не оказывает никакого
влияния на рынке. В основном импортируется уже переработанное яйцо – различные
кормовые и пищевые добавки, сырье для кондитерской промышленности.
Импортная
продукция в 2002 г. составила лишь 1,6 % от всех имеющихся в России
ресурсов яиц и яйцепродуктов.
Импорт
яйца и яйцепродуктов снижается. Если в 1999 г. было ввезено продукции
эквивалентной 1083 млн. шт. яиц, то в 2002 г. – 672. Экспорт
российского яйца также падает (185 млн. шт. против 326 в 2000 г.).
Практически
вся продукция (93,2 %) используется в личном потреблении населения страны,
потери составляют менее 0,1 %. В то время как в 1996 г. на личное потребление
шло 92,0 % яйца, а потери составляли 0,2 % (табл. 2).
Таблица 2 – Ресурсы и использование яиц и
яйцепродуктов в Российской Федерации, (эквивалент) млн. шт.
Уровень
экономики российских птицеводческих хозяйств зависел от роста цен на
потребляемые ресурсы. Во втором полугодии 2003 г. рост цен на эти ресурсы
составил 30–35 %. С августа по декабрь цены на зерно выросли более чем в 2
раза, что повлекло за собой удорожание кормов и повлияло на стоимость
птицеводческой продукции. Оптовые цены на мясо птицы за 2003 г. увеличились на 10,15
руб. за 1 кг тушек птицы, или на 25,3 %. Розничные цены на этот же
продукт возросли на 19,8 % и превышают оптовые цены на 19,05 руб. Цены на яйцо
росли меньшими темпами, оптовая цена за десяток яиц – на 6,1 %, розничная – на
9,5 %. Розничная цена превышает оптовую на 13,1 % (табл. 3).
Объем
реализации птицеводческой продукции в среднем по отрасли в денежном выражении
составил более 60 млрд. руб., в том числе мяса всех видов птицы – 52 %.
Ориентировочная прибыль – 2 млрд. руб.
Себестоимость
птицеводческой продукции в России во втором полугодии 2003 г. увеличилась на 15–20 %,
средняя себестоимость 1 кг мяса бройлеров – 45 руб., совокупная себестоимость 1
десятка яиц – 15 руб. В результате уровень рентабельности яичных птицефабрик
составил 3,5–4,0 %, бройлерных – 4,5–5,0 %.
Таблица 3 – Оптовые и розничные цены на мясо птицы
(тушки) и яйца в 2002–2003 гг. (без НДС)
В
первом полугодии 2004 г. ситуация более сложная. Расчеты Росптицесоюза показывают,
что 1 т комбикорма должна стоить 9 тыс. руб. Эту цену можно компенсировать в
высокотехнологичных хозяйствах, где затраты кормов на приросты бройлеров не
превышают 1,9–1,95 кг, на 1 тыс. яиц – 125–140 кг. Резервы в бройлерном
производстве есть. Сегодня на лучших птицефабриках реально получать
среднесуточный прирост 40 г при расходе 1,95 кг кормов. В 2003 г. с таким приростом было
произведено 568 тыс. т мяса бройлеров, или 62 % от общего объема. К сожалению,
в среднем по РФ этот показатель на 20 % ниже, поскольку 4 % мяса производят
хозяйства, где прирост ниже 30 г.
По
расчетам специалистов Росптицесоюза, при строгом соблюдении всех
технологических параметров можно увеличить производство мяса бройлеров на 220
тыс. т в живой массе, или на 26 %.
Медленно
устранятся технологические погрешности и в яичном птицеводстве. По-прежнему
курицу-несушку вместо 12 месяцев в среднем эксплуатируют 11 месяцев. Если в
среднем по отрасли себестоимость десятка яиц составляет 15 руб., то на
птицефабриках, где строго соблюдается технология производства, можно достичь
снижения себестоимости до 10 руб. Только 14 % от валового объема производится
хозяйствами с продуктивностью 250–280 яиц, 11 % – там, где птицефабрики
получают не менее 250 яиц на несушку.
Таким образом, рынок мяса птицы
в России постепенно расширяется, причем немалую роль в этом играют
отечественные производители. Внедряя новые технологии производства и расширяя
ассортимент производимой продукции, наши птицефабрики с легкостью отбивают покупателей
у иностранных производителей. Но в таких условиях дальнейшее экстенсивное
развитие хозяйств приведет только к убыткам. Производителям следует срочно
решать проблемы внутрипроизводственного характера, влекущие за собой снижение
производительности труда работников, качества продукции, увеличение потерь и
другие.
Список литературы
1.
Абрамова Л.А.
Тенденции развития переработки мяса птицы // Птица и птицепродукты. – 2003. –
№4.
2.
Мировой рынок
мяса птицы // Птица и птицепродукты. – 2004. – №1.
3.
Мойса В.
Российский рынок мяса птицы: взгляд импортера // Птица и птицепродукты. – 2003.
– №4.
4.
Трегубов В.А.
Обзор состояния и прогноз производства продукции животноводства на 2003 год //
Зоотехния. – 2003. – №9.
5.
Эрнст Л.К.
Животноводство России 2001–2010 // Зоотехния. – 2001. – №10.
|