Научный электронный журнал КубГАУ . № 04(12), 2005



УДК 631.152 (470.620)



СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Скляр А.В. – аспирант

Кубанский государственный аграрный университет

В статье описана структура управления производственно-техническим обслуживанием в АПК Краснодарского края. Перечислены подразделения, функционирующие в крае, с присущими им целями и задачами.

Под "управлением" понимается сознательное воздействие индивидуальных или коллективных субъектов на те или иные объекты для достижения поставленных целей. В управленческих процессах осуществляется организационная программа в единстве задач, средств и технологий ее реализации. Именно программа предопределяет уровень стабильности и эффективности функционирования экономических систем, вписанных в социальную среду и пользующихся ее производственными и человеческими ресурсами. "Управление вторично, оно должно использоваться периодически и целенаправленно и лишь по отношению к тем объектам и процессам, которые в данное время не соответствуют новым, резко изменившимся условиям внешней среды или вызваны значительными сбоями внутри самой системы. Причем целью любого управления… является поддержание или эволюция организационной структуры системы, ее организация" [1, с. 99].

Из приведенного определения следует, что управленческие действия совершаются над той или иной системной организацией, имеющей собственные цели и средства функционирования во внешней среде. В процессах экономики такая среда является социальной, а в рыночных отношениях – еще и конкурентной. Любая организационная система, как и среда, изменяется во времени. В связи с этим для нее характерны периоды перехода от старого состояния к новому, качество которого напрямую зависит как от внутренних возможностей самой системы, так и от ресурсов среды. В общественных процессах оно зависит не только от экономических и политических ресурсов, но и от т.н. человеческого и социального капитала, который выходит за пределы хозяйственной среды и, в известной мере, характеризуется не только упрощенной рациональностью (исключительными стремлениями к полезности), но и "спонтанностью" [2, с. 54–55] (мотивируемой ценностями), тягой к традициям и исторической памятью.

 На протяжении пятнадцати последних лет мы переживаем состояние перехода к рыночному обществу, и этот процесс пронизывает собой и организационные структуры, и динамично меняющуюся среду, и систему ценностей вместе с индивидуальным и общекультурным осмыслением полезности.

Переходный период – это всегда компромисс (консенсус или конфликт) между старым и новым в остающихся действенными организациях и в их изменяющейся среде. Поэтому роль управления в таких исторических условиях уникально возрастает, и это больше всего касается экономики и ее материальных основ в первую очередь. Аграрные процессы, в силу присущей им инерции, заданной природными циклами, способны некоторое (но не бесконечное, а всегда исторически ограниченное) время уживаться с уходящими экономическими реальностями социальной среды. Но продовольственная безопасность страны и неудовлетворенные должным образом потребности ее граждан безальтернативно диктуют обращение к новым эффективным управленческим решениям и реорганизациям.

На данный момент в сельском хозяйстве управленческие решения ограничиваются полумерами, но социальная среда привносит и сюда новые требования, диктует ревизию накопленного потенциала, привносит в него новый социальный капитал и все еще сохраняющий силу человеческий ресурс в виде достаточно высокого образования и уровня квалификации работников агросферы.

В деле восстановления экономики, по большому счету, нет ничего малого: важно все. Производственно-техническое обслуживание, сегодня предполагающее использование маркетинга, мониторинга и информационного обеспечения, предполагает необходимость государственного управления и участия в нем фермерских ассоциаций, кооперативных и корпоративных организаций.

Система производственно-технического обслуживания является частью структуры управления АПК Краснодарского края. В ее задачу входит осуществление бесперебойной и качественной работы АПК, соединяющего в общую, регулируемую государством, систему материально-технические и человеческие ресурсы аграрных объединений и фермерских хозяйств, которые производят товарную продукцию растениеводства и животноводства.

Деятельность государственных органов управления Краснодарского края регламентируется Договором "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края" от 30 января 1996 года, а также Уставом Краснодарского края, в которых отражены как организация государственной власти, так и условия ее экономической деятельности.

Государство во многом является управленческой структурой социальной среды, к тому же осуществляет законотворческую и контролирующую деятельность, регламентирующую протекание экономических, в том числе и рыночных, саморегулирующихся процессов.

В сущности, оно задает, в той или иной мере сохраняет условия регулярности производства и потребления на собственной территории и поддерживает организационные отношения между субъектами различных форм собственности. Влияние государства на экономику, оставаясь стабильным посредством законодательной, исполнительной и судебной властей, меняется во времени. Его, особенно директивное, руководство на федеральном, региональном и муниципальном уровнях усиливается в периоды масштабных организационных преобразований и ослабляется в долговременных ситуациях устойчивости. Сегодня мы переживаем состояние перехода, что требует задействования государственного потенциала во всех стратегически важных сферах жизни, особенно в управлении сельским хозяйством.

Государственное управление при использовании различных организационных форм, так или иначе ориентированных на сотрудничество, сегодня должно строиться на следующих действиях:

-  прогнозировании тенденций развития и программировании позитивных возможностей;

-  директивном и индикативном планировании;

-  инвестициях в перспективные проекты;

-  привлечении стратегических инвесторов;

-  поддержке практически проработанных технико-технологических инноваций;

-  создании специализированных фондов финансирования жизненно важных, но в сложившихся обстоятельствах низкорентабельных отраслей (например, животноводства);

-  помощи в кредитовании приобретения техники (в частности, лизинга);

-  маркетинге и мониторинге колебания цен товаров и услуг на рынках сельхозмашин и механизмов;

-  построении и учете полноценных обратных связей с подведомственными организациями;

-  стимулировании успешной работы производственно-технических служб, их подразделений и персонала;

-  партнерском сотрудничестве с предпринимателями и частными компаниями, обслуживающими инфраструктуру села.

Широкий спектр такого детализированного и точечного управления производственно-техническим (в широком смысле) обслуживанием несет в себе многие признаки регулирования отрасли, находящейся в состоянии кризиса. Конечно, коррупция и бюрократизация во многом снижают нормативную эффективность государственного управления, но это не повод пускать все на самотек в стратегически определяющем будущее переходе от старых управленческих решений к новым моделям самоуправления. Ведь, как было заявлено выше, целью любого управления является поддержание или эволюция организации. И именно это сегодня является не терпящей отлагательства управленческой задачей. С ее выполнением сотрудничество (не только осознанное, но и воплощенное в практику повседневности) становится принципом самоуправления при действительно минимальном участии в нем государства, например, с помощью структур "Росагроснаба", "Краснодарглавснаба" и "Краснодарагропромснаба".

Анализируя структуру управления агропромышленным комплексом Краснодарского края, в системе производственно-технического обслуживания можно выделить следующие подразделения, представленные на рисунке.

"Краснодарагропромснаб", созданный в 1993 году, является структурным подразделением ОАО "Росагроснаб" и играет в системе производственно-технического обеспечения АПК края ключевую роль. Его главной целью является снабжение сельскохозяйственных производителей материальными ресурсами на основе дилерской, снабженческой деятельности и лизинга. "Росагроснаб" владеет обширной сетью, насчитывающей более 1800 предприятий по всей России. Он связан более чем с 3 тыс. отечественных заводов и вместе с заводами-изготовителями ведет предпродажное, послепродажное и гарантийное обслуживание поставленной селу техники и оборудования. В 2003 году "Росагроснаб" по всей стране начал организацию торгово-сервисных центров (ТСЦ), которые вместе с другими его подразделениями поставляют продукцию 400 тыс. наименований 340 тыс. юридическим лицам на ежегодную сумму, превышающую 45 млрд. рублей. На базе ТСЦ создаются механизированные отряды, предоставляющие услуги по севу и уборке урожая.

В 2001 году "Краснодарагропромснаб" осуществил поставки и предоставил необходимые запасные и ремонтные материалы на сумму 350 млн. рублей, половина которых была отпущена хозяйствам на условиях лизинга. Таким образом, на лизинговой основе в край было поставлено более 1800 единиц техники. А в 2002 году на приобретение техники из средств краевого бюджета была выделена сумма в 1 млрд. руб., из которых 160 млн. руб. – на основе лизинга.

"Краснодарглавснаб" является еще одной структурой с государственным пакетом акций, располагающей достаточно оснащенной материально-технической базой, филиалами и профессиональным коллективом специалистов снабженческо-сбытового профиля. Эта организация укрепила многолетние коммерческие связи со многими поставщиками и потребителями сельхозпродукции.

С 1997 года "Краснодарглавснаб" на основании соглашений с Департаментом сельского хозяйства и продовольствия, как генеральным заказчиком администрации края по закупкам продовольственных товаров в региональный фонд на государственные нужды, осуществляет по разнарядкам Департамента сельского хозяйства и продовольствия поставку сельхозтоваропроизводителям материально-технических ресурсов, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений в форме товарного кредита.

В рамках соглашений при закупке материально-технических ресурсов для нужд агропромышленного комплекса края между заказчиком (Департамент сельского хозяйства и продовольствия), исполнителем ("Краснодарглавснаб") и поставщиками материально-технических ресурсов заключались тройственные договоры.

Наряду с организациями, занимающимися поставкой материально-технических ресурсов ("Краснодарагропромснаб", "Краснодарглавснаб"), в структуре управления производственно-техническим обслуживанием особо выделяется своей контрольно-регулирующей функцией, остающейся обязательной при всех структурных преобразованиях управления, государственная инспекция по надзору за состоянием самоходных машин и других видов техники (далее "Краснодаркрайгостехнадзор"). Основной вид деятельности этой инспекции направлен на осуществление федерального надзора за состоянием техники в процессе эксплуатации (в том числе и приобретенной по лизингу), то есть данная инспекция выполняет функции контроля и мониторинга.

Инспекция была выделена из Департамента сельского хозяйства и продовольствия с целью исполнения Постановления главы администрации Краснодарского края от 28 февраля 2001 года №135 "О реформировании и организации деятельности государственной инспекции Краснодарского края по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники".

Краснодаркрайгостехнадзор подотчетен в своей деятельности первому заместителю главы администрации края по агропромышленному комплексу, а по вопросам государственного надзора – Главгостехнадзору России. Начальник "Краснодаркрайгостехнадзора" одновременно является главным государственным инженером – инспектором Краснодарского края.

Основные задачи этой инспекции состоят в надзоре:

- за состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;

- за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией;

 - за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования;

 - за соответствием поднадзорных машин и оборудования условиям обязательной сертификации в период ответственности изготовителя и (или) поставщика;

 - за проведением периодических государственных технических осмотров и регистрацию залога регистрируемых ими машин и пр. [3].

Наряду с "Краснодарагропромснабом" и "Краснодарглавснабом", в управлении производственно-техническим обслуживанием и в восстановлении технического потенциала края активное участие принимает ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее "АККОР").

Учредителями "АККОР" выступают 84 региональных фермерских ассоциации, включающие более 700 районных ассоциаций, тысячи кооперативов, союзов, объединений. Цель "АККОР" на федеральном уровне – это защита прав и представление интересов ее членов, координация их предпринимательской деятельности, укрепление частного сектора сельскохозяйственного производства. Основными направлениями деятельности "АККОР" являются:

- поддержка интересов фермеров в органах государственной власти;

- организация работы с фермерскими ассоциациями и хозяйствами по всем направлениям экономической и производственной деятельности, решение финансовых проблем;

- защита приоритетов фермерского движения;

- обучение фермеров и распространение их передового опыта.

Основная цель Кубанской "АККОР" – представление и защита интересов крестьянских (фермерских) хозяйств Краснодарского края в экономических, социальных и правовых вопросах. Для достижения этой цели Кубанская "АККОР" приняла активное участие в разработке программы поддержки крестьянских хозяйств на 2002–2005 годы. Кроме того, краевая "АККОР" учредила ряд предприятий, например "Исток-Юг", оказывающих содействие крестьянским хозяйствам в обеспечении материальными ресурсами, сельскохозяйственной техникой и перерабатывающим оборудованием на условиях лизинга. Так, вышеназванный кредитный кооператив "Исток-Юг" выдает займы своим пайщикам на пополнение оборотных средств.

Основная деятельность Кубанской "АККОР" сегодня ориентирована на краевом уровне на восстановление производственно-технического потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей с помощью финансового лизинга, хотя она и не является в этом деле монополистом. Постановление главы администрации Краснодарского края от 30 мая 2001 года №446 "Об упорядочении использования бюджетных средств, направляемых для поддержки агропромышленного комплекса Краснодарского края на основе лизинга и о порядке проведения конкурса для лизинговых компаний" определяет финансовый лизинг как вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с правом его выкупа. Нормативно-законодательной базой в вопросах финансового лизинга служат: Федеральный закон РФ от 29.10. 1998 года №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"; Закон Краснодарского края от 11.05.2000 "О государственной поддержке лизинговой деятельности в Краснодарском крае", в которых законодательно определяются правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

На сегодняшний день все больше сельскохозяйственных товаропроизводителей в нашем крае рассматривают лизинг как преимущественную возможность восстановления собственных производственных мощностей. Поскольку лизинг – целевое кредитование, то это очевидный путь развития сельскохозяйственного производства.

В Постановлении Законодательного Собрания края от 27.12.2001г. №1293-П "Об утверждении программы развития лизинговой и другой инвестиционной деятельности для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и промышленных предприятий Краснодарского края на 2002–2004 годы" были перечислены основные результаты от реализации программы: создание эффективно функционирующего механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности, направленной на обновление парка машин и оборудования; повышение технической оснащенности предприятий АПК и т.д.

Механизм осуществления программы предусматривает закупки за счет собственных средств и представленных сроком на три года кредитных ресурсов коммерческих банков лизинговыми компаниями, предприятиями АПК и инвесторами. Программа реализуется за счет средств федерального бюджета по программам федерального лизинга, ежегодных субсидий из краевого бюджета на компенсацию двух третей ставки рефинансирования ЦБ РФ по обслуживанию кредитных ресурсов коммерческих банков, кредитных ресурсов коммерческих банков (2 000 млн. руб.), а также средств лизинговых и страховых компаний.

В определении сельскохозяйственной политики региона, в поддержке интересов товаропроизводителей Кубанская "АККОР", работая на рынке с 1996 года, является поставщиком сельскохозяйственной техники фермерским хозяйствам, колхозам, совхозам и другим предприятиям Краснодарского края. На основе лизинга она поставила с 1996 по 2003 год 248 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования. Среди поставок техники большую долю составляют тракторы, комбайны и автомобили. Именно эта техника используется в хозяйствах интенсивнее всего и находится в крайне изношенном состоянии. На протяжении многих лет "АККОР" сотрудничает с такими предприятиями, как ОАО "Ростсельмаш", "Минский тракторный завод", "Волгоградский тракторный завод" и является дилером по лизинговым операциям АООТ "Росагроснаб", ОАО "Росагролизинг".

Поставки сельскохозяйственным производителям края техники по системам лизинга "Краснодарагропромснабом" и "АККОРтехсервисом", происходят на основании договора финансовой субаренды (сублизинга). В нем отражены и закреплены взаимоотношения между сублизингодателем и сублизингополучателем. Оборудование передается на срок 60 месяцев на основании двухстороннего подписания акта приемки-передачи. Причем в период всего срока лизинга полученное оборудование должно эксплуатироваться на территории Краснодарского края, а эксплуатация в других регионах возможна только с письменного согласия сублизингодателя.

Использование лизинговых схем при возобновлении машинно-тракторного парка широко используется и в других регионах России. Так, например, в Ростовской области хорошо зарекомендовал себя в предыдущие годы "губернаторский лизинг". Впервые губернатор Ростовской области В. Чуб подписал постановление о порядке обеспечения сельхозпроизводителей области зерноуборочными комбайнами и почвообрабатывающими машинами в 2003 году, согласно чему хозяйствам Дона в виде льготных бюджетных кредитов выделено около 30 млн. руб. Благодаря этому селяне смогли оплатить половину стоимости техники, вторую часть они внесли сами, а технику получили сразу. Рассчитываются за это товаропроизводители после сбора урожая. Всего в бюджете 2004 года на губернаторский лизинг Ростовской области было предусмотрено свыше 400 млн. руб.

Однако сложившаяся система господдержки лизинговых схем (как на федеральном, так и на краевом уровне) не в состоянии одна обеспечить пополнение хозяйств техникой, а лизинга сельскохозяйственной техники без государственной поддержки нет. Схема такого лизинга реализуется при следующих минимальных условиях:

- стабилизация доходов основных сельхозпроизводителей на уровне рыночной нормы прибыли;

- надежное залоговое обеспечение лизинговых договоров.

Наглядным примером может послужить ООО "Балтиз" (С-Пб.), представляющее группу компаний "Балтийский лизинг" в Краснодарском крае. Срок лизинга у них составляет максимум три года, а непременным является залоговое гарантийное обеспечение лизинговой сделки и возможность оплатить 30 % авансового платежа. Но такие условия для большинства Кубанских хозяйств могут быть приемлемы лишь при помощи государственной поддержки (например, выдача ссуд с залогом земельного участка).

И эта поддержка оказывалась "Росагроснабом", удовлетворившим лизинговые заявки хозяйств на поставку тракторов, комбайнов и автомобилей всего лишь на 12 %. Основная причина – недопустимо низкая платежеспособность хозяйств. По информации "Росагроснаба" по состоянию на 1 апреля 2004 года задолженность крестьянских (фермерских) хозяйств за лизинг 1994–2001 годов составила 118 млн. рублей.

С весны 2001 года федеральный лизинговый фонд был передан государственной компании "Росагролизинг", и в 2002–2003 годах ею были поставлены 60 % всей продукции, реализованной тракторными и комбайновыми заводами. Был введен более жесткий порядок аграрного лизинга, и работать по новым правилам оказалось под силу только хозяйствам с устойчивым экономическим положением: стоимость техники увеличилась (за пять лет на 39 %). Условия предоставления лизинга были разработаны в пользу лизингодателей ("Росагроснаба" с 1994–2001 гг. и "Росагролизинга" с 2001 гг.). Как пишет Г.Г. Мамаева, специально исследовавшая состояние и использование материально-технических ресурсов сельского хозяйства России в 2000–2003 годах, "в 2002 году лизингом воспользовались сельскохозяйственные производители из 44 регионов. В 2003 году условия приобретения техники на условиях лизинга стали несколько более благоприятными за счет увеличения срока лизинга по комбайнам, комплексам машин и тракторам 5 класса с 5 лет до 7, по другим тракторам – с 3 до 5 лет и за счет снижения процентной ставки за использование средств уставного капитала ОАО с 7 % до 4 % годовых. По оценкам, новые условия лизинга по сравнению с прежними позволяют уменьшить ежегодную финансовую нагрузку на лизингополучателя в среднем на 40 %" [4, с. 45].

Государственное управление приобретением, эксплуатацией и обслуживанием техники на уровне районов и входящих в их состав бывших колхозов и совхозов, межхозяйственных предприятий, машинно-технологических станций и сервисных служб во многом оказалось неудовлетворительным, что видно хотя бы из лизинговых поставок сельхозтехники. Для АПК без ощутимой федеральной поддержки это слишком дорогой способ материального обеспечения и производственно-технического обслуживания.

Но лизингом государственная поддержка сегодня не может ограничиваться, поскольку государственное управление производственно-техническим обслуживанием включает в себя не только кредитную, но и налоговую, ценовую и льготно-страховую политику в целях стимулирования платежеспособного спроса предприятий, фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств.

На районном уровне рыночные отношения смыкаются с демократическими процессами управления особенно тесно, что требует от властей повсеместной активизации хозяйственно-экономического и местного самоуправления. При этом, как справедливо утверждает П.Ф. Парамонов, создается "противоречивая ситуация, выход из которой возможен по следующим направлениям: первое – управление сельского хозяйства передается в подчинение органам местного самоуправления; второе – сделать его органом государственного управления сельского хозяйства; третье – вывести из него государственные контрольно-инспекционные службы, а управление предать органу местного самоуправления". Но при всех вариантах "в каждом районе должен сохраниться государственный орган управления сельским хозяйством, через который должна наполняться конкретным содержанием вся система государственного регулирования АПК, осуществляться связь с товаропроизводителями, с селом. Исходя из сложившихся традиций и реальностей, районные управления сельского хозяйства целесообразно сделать органами двойного подчинения, пересмотрев функции и методы их работы в рыночных условиях хозяйствования. Эти функции во многом зависят от того, есть ли в районе органы хозяйственного управления АПК, т.е. различные объединения субъектов агропромышленного производства" [5, с. 520–521].

Такое хозяйственное управление способствует организации материально-технического снабжения, внедрению новой техники и прогрессивных технологий, совершенствованию производственно-технического обслуживания хозяйств и предпринимательских структур, подготовке и повышению квалификации кадров, консалтингу и непосредственному руководству предприятиями муниципального подчинения.

По всей стране сегодня это требует колоссальной активизации государственного регулирования. По мнению генерального директора ОАО "Росагроснаб" В.Я. Лимарева, "расходы федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства необходимо безотлагательно увеличить с нынешнего 1 % как минимум до 5 %…" [6, с. 7].

Список литературы

1.  Сафаров Г.Ш. Некоторые философские аспекты и концепции теории организации / Г.Ш. Сафаров // Вопросы философии. – 2004. – №4. – с. 92 –101.

2.  Фукуяма Ф. Доверие / Ф.Фукуяма. – М. : Ермак, 2004. – 730 с.

3.  Постановление главы администрации Краснодарского края от 28 февраля 2001 года № 135 "О реформировании и организации деятельности государственной инспекции Краснодарского края по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (в редакции Постановления главы администрации края от 01.07.2002 № 716)".

4.  Мамаева Г.Г. О состоянии и использовании материально-технических ресурсов с/х России в 2000–2003 годах / Г.Г. Мамаева // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. – 2004. – №8. – с. 41–46.

5.  Парамонов, П.Ф. Организационно-экономические проблемы адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования / П.Ф. Парамонов. – Краснодар : КубГАУ. – 2002. – 548 с.

6.  Лимарев В.Я. Обеспечивать агропроизводство материальными ресурсами / В.Я. Лимарев // Экономика сельского хозяйства России. – 2004. – №4. – с. 6–7.

Научный электронный журнал КубГАУ . № 04(12), 2005