Научный электронный журнал КубГАУ . № 02(2), 2003 Моделирование взаимовыгодного сотрудничества в ассоциациях агропромышленного комплекса Аршинов В.Г. – соискатель Кубанский государственный аграрный университет
Предложено применение математической модели создания и функционирования ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающего предприятия на примере молочного подкомплекса Новобурасского района Саратовской области.
Рассмотрена одна из математических моделей взаимовыгодных отношений членов интегрированного формирования – ассоциации вида: .(1) где – условная мера заинтересованности монополиста и сельскохозяйственного производителя в партнерстве ; – закупочная цена единицы сырья у сельскохозяйственных товаропроизводителей; – рыночная цена единицы готовой продукции перерабатывающего предприятия; – функция спроса; – количество сырья, полученное сельскохозяйственным товаропроизводителем; – количество сырья, закупленное молочным заводом; – издержки на переработку единицы сырья молочным заводом. В соотношении (1) параметр по своей сути характеризует структуру экономических отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями молочной продукции и перерабатывающим предприятием – молокозаводом. В то же время является своеобразной мерой рыночных отношений партнеров, образующих ассоциацию. Зависимость объемов реализации готовой продукции от цены реализации на нее зададим линейной функцией спроса D(Pz): , (2) где – количество реализованной готовой продукции; – цена реализации единицы продукции; , – коэффициенты, определяемые соответствующими статистическими данными динамики изменения закупочных цен на сырье во временном периоде. Пусть – уровень рентабельности перерабатывающего предприятия (%), тогда . (3) После подстановки формул (2), (3) в соотношение (1) математическая модель взвешенной прибыли ассоциации будет иметь следующий вид: . (4) Уравнение (4) позволит найти параметры взаимовыгодного партнерства сельскохозяйственных товаропроизводителей сырья и перерабатывающего предприятия в условиях, сложившихся в молочном подкомплексе. Предложенная экономико-математическая модель взаимовыгодного сотрудничества сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающего предприятия была апробирована на примере молочного подкомплекса Новобурасского района Саратовской области. Найдены коэффициенты функции спроса D(Pz) = -1,1534, = 899,62. Следовательно, подставляя полученные значения коэффициентов и в (4), получим взвешенную прибыль ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей и молокозавода ОАО «Новобурасский»:
Апробация математической модели позволила выявить следующее. При закупочной цене руб./ц и сельскохозяйственные товаропроизводители не покрывают издержек на произведенное сырье, даже при самостоятельной реализации части сырья по рыночным ценам, а доля прибыли молокозавода достаточно высока. Если закупочная цена на сырье будет в пределах 140–160 руб./ц, а , то сельскохозяйственный товаропроизводитель получит прибыль, достаточную для покрытия издержек и воспроизводства. При этом прибыль молокозавода будет меньше максимальной, но достаточной для того, чтобы обеспечить взаимовыгодное сотрудничество со стабильным положением и развитием производств обеих сторон. Следовательно, при снижении закупочных цен на сырье формируются экономически оправданные условия совместимости экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и молочного завода в едином интегрируемом объединении. Расчеты показали, что при , закупочных ценах руб./ц прибыль молокозавода ОАО «Новобурасский» соответственно составит руб., а сельскохозяйственных товаропроизводителей – соответственно . Следовательно, рентабельность работы обоих партнеров интегрированного формирования В предложенной математической модели экономической совместимости интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и молокозавода ОАО «Новобурасский» Новобурасского района Саратовской области в рамках ассоциации в рыночных условиях реализована возможность выбора параметров, устраняющих монопольный диктат закупочных цен на сырье у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Введение в модель функции спроса на продукцию завода с заданной эластичностью отражает динамику ценообразования при реализации готовой продукции перерабатывающим предприятиям. Расчетным путем найдены научно обоснованные параметры цен на молоко, позволяющие обеспечить достаточную рентабельность партнеров в интегрируемом формировании. Возможность самостоятельно реализовать часть продукции по ценам, близким к рыночным, создает условия для рентабельности сельскохозяйственного товаропроизводителя даже при невысоких закупочных ценах. Получая сырье не в полном объеме, молокозавод не полностью загружает свои производственные мощности. Следовательно, это оборачивается дополнительными издержками и недополучением прибыли, что ведет к росту цен на готовую молочную продукцию и снижению ее конкурентоспособности на продовольственном рынке. |
Научный электронный журнал КубГАУ . № 02(2), 2003 |